24 ноября завершился V Профессорский форум «Наука и образование в условиях глобальных вызовов». В этом году он стал частью объявленного Президентом России Владимиром Путиным Десятилетия науки и технологий.

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на пленарном заседании отметил, что форум за пять лет работы стал реальной диалоговой площадкой между университетами и представителями органов власти.

«В этом году тема форума «Наука и образование в условиях глобальных вызовов» выбрана не случайно. Вводные, которые мы получили в 2022 году, заставили посмотреть на все, что мы делали ранее под другим углом. Это касается взаимодействия студентов и преподавателей, оценки исследовательской работы, эффективности управления университетами, академической мобильности и международной деятельности. Нам нужно продолжать работать по всем этим направлением, но по-иному, с поправкой на вызовы времени», — сказал глава Минобрнауки России.

Так, по словам Валерия Фалькова, в части академической мобильности необходимо делать акцент на развитии внутрироссийского направления. Кроме того, нужно восполнить упущения, которые были в предыдущие годы — наладить контакты с новыми странами и макрорегионами, где российские вузы не были достаточным образом представлены.

К участникам форума в формате видеообращения обратился Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Он отметил, что Кабинет министров впервые присвоил приоритеты всем бюджетным расходам на науку гражданского назначения. Была проведена экспертиза и приоритизация всех госзаданий — это более 12 тысяч научных тем.

Трехдневный форум прошел более чем на 30 площадках и собрал сотни государственных и общественных деятелей России, ученых, деятелей науки и производства, представителей общественных организаций, академических институтов, университетов и образовательных учреждений.

Одна из секций последнего дня форума прошла в стенах Московского финансово-юридического университета МФЮА на тему «От войны к миру: поствоенный синдром и когнитивная реабилитация. Образование, наука и культура». Ее открыл ректор университета, член-корреспондент РАО Алексей Забелин: «Выдвинутые на конференции решения позволят преодолеть последствия текущего трудного времени для нашей страны».

Председателем секции выступил директор Учебно-научного центра междисциплинарных проблем образования и когнитивистики Валерий Меськов.

Ученые, практикующие эксперты-психологи, представители университетов и научно-исследовательских учреждений, специализирующиеся в разных дисциплинах, поднимали темы когнитивной реабилитации, эмоционального выгорания, проявления посттравматического синдрома и методах современных психологических практик.

Среди участников дискуссии были доцент и преподаватель кафедры МФЮА Елена Скрипачева и Татьяна Курраева, которые представили обзор современных методов психологической помощи военным из «горячих точек», а также нейротехнологии как средство реабилитации посттравматического синдрома.

В течении секции и круглого стола на тему «Психологическое сопровождение и интеграция в мирную жизнь студентов с ПТСР» участники отмечали, что специальная военная операция выявила такую важную особенность современных военных конфликтов, как ключевая роль их идеологической, пропагандистской, психологической составляющей, а главный способ восстановить идейно-нравственное, патриотическое воспитание граждан России — начать с системы образования: избежать бездумного переноса на российскую почву зарубежных практик преподавания общественных наук, сделать на фундаментальные национальные ценности и приоритеты, отразить в программах и в практике преподавания достижения отечественных учёных, в том числе современных.

Поделиться